Слово о погибели Русской земли

Слово о погибели Русской земли
Слово о погибели Русской земли – отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро-монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра Невского. Один список – XV в. (Гос. архив Псковской области, собр. Псково-Печерского мон., ф. 449, № 60), второй – XVI в. (ИРЛИ, Р.IV, оп. 24, № 26). Заглавие памятника «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» читается только в первом списке. Объединение в рукописной традиции С. с Повестью о житии Александра Невского давало основание ряду исследователей считать С. вступлением к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского, которая якобы послужила основой его жития. Однако сравнение стиля С. со стилем Повести о житии свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. И в настоящее время полностью возобладала точка зрения, согласно которой объединение этих текстов – факт их более поздней литературной истории. Дошедший до нас отрывок С. – либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» – об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств монголо-татарами. В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность С. находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. В. В. Данилов, изучавший эту проблему, пришел, однако, к заключению, что С. «сближается не со всяким патриотическим произведением в других литературах, а лишь со сходными по условиям своего проявления, когда родина писателя страдала от войн, междоусобий и произвола» (Данилов В. В. «Слово о погибели Рускыя земли» как произведение художественное. – ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 137–138). С. по поэтической структуре и в идейном отношении близко к Слову о полку Игореве. Оба этих произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвала былому величию страны, плач о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед татаро-монгольским нашествием. С. же явилось лирическим откликом на события этого нашествия. Между обоими произведениями могут быть отмечены близкие стилистические формулы, сходные поэтические образы, параллельные словосочетания и обороты (см.: Соловьев А. В. Заметки к «Слову о погибели Рускыя земли». – ТОДРЛ, 1958, т. 15, с. 109–113). Однако о непосредственной зависимости С. от «Слова о полку Игореве» эти совпадения свидетельствовать не могут. В данном случае близость этих произведений объясняется их поэтическими особенностями. В науке существуют различные точки зрения как по вопросу о времени написания С., так и по вопросу об авторе произведения. Некоторые исследователи (М. Н. Тихомиров, В. Филипп и др.) соотносят возникновение С. с Калкской битвой 1223 г. Есть точка зрения (М. В. Горлин), согласно которой С. – отклик на смерть князя Ярослава Всеволодовича в 1246 г. В. В. Данилов полагал, что С. было написано после 1250 г. кем-то из лиц, прибывших в свите Кирилла, митрополита из Галича во Владимиро-Суздальскую Русь. Наиболее убедительной, однако, следует принять датировку тех исследователей (А. В. Соловьев, Н. К. Гудзий, И. П. Еремин, Ю. К. Бегунов и др.), которые связывают возникновение С. с Батыевым нашествием на Русь в 1237–1240 гг. С. обрывается на фразе «А в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго». «Нынешний Ярослав» – Ярослав Всеволодович, умер в 1246 г., следовательно, С. было написано, во всяком случае, до 1246 г. Но в приведенном контексте и имя Юрия Всеволодовича фигурирует, скорее всего, как имя еще живого князя, а он погиб в битве на Сити 4 марта 1238 г. Можно думать поэтому, что С. было создано в самом начале Мамаева нашествия, еще до битвы на реке Сити. Столь же гипотетичным остается для нас вопрос и об авторе С. Одни исследователи видят в авторе жителя Новгорода (М. Н. Тихомиров, В. Филипп), другие считают, что произведение возникло в пределах южной Руси (А. В. Соловьев), третьи полагают, что автором С. был житель северо-восточной Руси – Переяславля-Залесского или Владимира (Н. К. Гудзий), четвертые – местом написания С. называют северо-восточную Русь, но говорят, что автором был выходец из южной Руси (В. В. Данилов, Ю. К. Бегунов). Последняя гипотеза представляется наиболее убедительной: в С. много черт, свидетельствующих о северовосточной Руси (имена князей, перечисляемые земли, некоторые термины), а вместе с тем автор хорошо знает легенды о Владимире Всеволодовиче Мономахе южнорусского происхождения. С., как известно, нашло отражение в нескольких памятниках древнерусской литературы – образами С. воспользовался монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, создавая свой вариант «Задонщины» (конец 70-х гг. XV в.), реминисценции из «Слова» имеются в редакции Андрея Юрьева Жития Феодора Ярославского (вторая половина XV в.) и в Степенной книге (60-е гг. XVI в.). Первая публикация С. была осуществлена по рукописи псковского Печерского монастыря в 1892 г. X. М. Лопаревым. Однако, до издания Лопарева памятник этот был известен псковскому археологу К. Г. Евлентьеву, о чем свидетельствует запись последнего от 1878 г. на обороте верхней крышки переплета сборника со С. Второй список произведения был открыт в 1933 г. И. Н. Заволоко среди рукописей рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Вторично этот список был открыт В. И. Малышевым в 1945 г. Текст этого списка был в 1947 г. одновременно опубликован В. И. Малышевым по рукописи и по фотокопии в работе М. В. Горлина, опубликованной посмертно (фотокопию списка В. М. Горлину в 30-е гг. предоставил И. Н. Заволоко). Текст С. неоднократно публиковался и отдельно, и в составе сборников и хрестоматий. Произведению посвящена обширная исследовательская литература (подробный обзор ее см. в монографии Ю. К. Бегунова). Изд.: Лопарев Х. М. «Слово о погибели Рускыя земли»: Вновь найденный памятник литературы XIII в. СПб., 1892 (ПДПИ, № 34); Серебрянский. Княжеские жития, с. 109; Малышев В. И. Житие Александра Невского: (По рукописи середины XVI в. Гребенщиковской старообрядческой общины в г. Риге). – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 185–193; Gorlin М. Le Dit de la ruine de la terre Russe et de la mort du grand-prince Jaroslav. – Revue des études slaves, t. 23, 1947, fasc. 1–4, p. 5–33; Слово о погибели Русской земли / Пер., статья и примеч. И. П. Еремина. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков / Сост., пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 251–254, 351–354; Sоlоviеv А. V. Die Dichtung vom Untergang Russlands. – Die Welt der Slaven, 1964, Jhrg. 9, S. 225–245 (пер. на нем. яз); Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965; Слово о погибели Русской земли (подготовка текста, перевод и примечания Ю. К. Бегунова). – В кн.: «Изборник»: (Сб. произв. литературы Древней Руси). М., 1969, с. 326–327, 738–739; Literatura staroruska. Warszawa, 1971, s. 92–93 (пер. на польск. яз); Zenkovsky S. A. Medieval Russia’s Epics, Chronicles and Tales, 2 ed. New York, 1974, p. 196–197 (пер. на англ. яз.); Слово о погибели Русской земли / Подг. текста, пер. и ком. Л. А. Дмитриева. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 130–131, 544–546. Лит.: Жданов И. Н. Русский былевой эпос. СПб., 1895; Мансикка В. Житие Александра Невского. СПб., 1913 (ПДП – 180); Тихомиров М. Н. Где и когда было написано «Слово о погибели Русской земли». – ТОДРЛ, 1951, т. 8, с. 235–244; Sоlоviеv А. 1) Le Dit de la ruine de la terre Russe. – Byzantion, 1953, t. 22, p. 105–128; 2) New Traces of the «Igor Tale» in Old Russian Literature. – Harvard Slavic Studies, 1953, vol. 1, p. 73–81; Гудзий Н. К. О «Слове о погибели Рускыя земли». – ТОДРЛ, 1956, т. 12, с. 527–545; Рhilipp W. über das Verhältnis des «Slovo о роgibeli Russkoj zemli» zum «Zitie Aleksandra Nevskogo». – Forschungen zur Osteuropäischen Geschichte. Berlin, 1957, Bd 5, S. 7–37; Малышев В. И. О втором списке «Слова о погибели Рускыя земли»: (История открытия). – Slavia, 1959, roč. XXVIII, seš. 1, с. 69–72; Мещерский Н. А. 1) Из наблюдений над языком «Слова о погибели Рускыя земли». – Учен. зап. ЛГПИ, т. 248. Вопр. языкозн. Л., 1963, с. 407–416; 2) К реконструкции текста «Слова о погибели Рускыя земли». – Вестн. ЛГУ, 1963, № 14, Сер. ист. яз. и лит., вып. 3, с. 44–53.
Л. А. Дмитриев

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Слово о погибели Русской земли" в других словарях:

  • Слово о погибели Русской земли — «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» (полное оригинальное название «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава»[1])  литературное произведение, датируемое XIII веком, сохранившееся в… …   Википедия

  • «СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ» — «СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ», первая часть памятника древнерусской литературы, полностью до нас не дошедшего; написано до 1246; сохранились 2 списка, в которых «Слово» является введением к 1‑й редакции «Жития Александра Невского». По пафосу,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ — произведение древнерусской литературы (XIII в.). Сопоставление «Слова» с летописями показывает, что о «погибели» Русской земли русские стали говорить после захвата Батыем Киева. По своему патриотическому и художественному содержанию близко к… …   Русская история

  • «Слово о погибели земли русской» — СЛОВО О ПОГИБЕЛИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ отрывок из несохранившегося полностью пам. лит ры 13 в., повествующего о разорении рус. земель татаро монголами. Известно в 2 х списках 15 и 16 вв., где оно выполняет функцию введения к первоначальной ред. Жития… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • слово — (3) 1. Высказывание; то, что сказано: Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено, и рече: О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! 26. Отъвѣщашя ему июдеи: „Мы законъ имаамъ и по закону нашему дължънъ есть умрѣти, яко сынъ божии творить …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • Слово о законе и благодати — «Слово о законе и благодати» один из древнейших памятников древнерусской литературы. Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI века (составлено между 1037 и 1050 годами, М.Д. Приселков сужает эти хронологические… …   Википедия

  • Слово о полку Игореве — Титульный лист первого издания (1 …   Википедия

  • слово — основная единица языка и речи. Как лингвистическая единица, имеет два аспекта: план выражения (звуки или буквы, из которых оно состоит) и план содержания (значение, отсылка к тому предмету или понятию, которое оно означает). Слово состоит из… …   Литературная энциклопедия

  • слово — 1) Жанр торжественного церковного красноречия (см. ораторская проза) в Древней Руси: произведение, ставящее значимые для современников автора общественно политические, религиозные, нравственные вопросы и имеющее поучительный характер ( Слово о… …   Словарь литературоведческих терминов

  • Слово в древнерусской литературе — наиболее употребительное заглавие сочинений, иногда заменяемое другими: Сказание, Повесть, Поучение. Иногда С. опускается в заглавии, но подразумевается; напр., Об Антихристе, О письменех и т. п. Словами назывались в древней русской литературе… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»